наверняка, Вы видели в Интернете достаточное количество публикаций на эту тему и уже знаете, какие способы ведения семейного бюджета существуют. Коротко я Вам напомню, бюджет семьи бывает совместимый, раздельный и совместно раздельный.

совместний - это когда все доходы всех членов семьи складываются в один "общий казан", откуда и черпаются средства и на семейные потребности, и на личных. Совместно раздельный тип бюджета допускает внесение части своих доходов каждым членом семьи в "общий казан", часть, которая остается же, остается в полном распоряжении ее обладателя. При раздельном типе бюджета, каждый член семьи единолично распоряжается своими доходами.

казалось бы, все понятно, но, бывает, даже в семьях со стажем жены не могут разобраться: а каким образом вести свой бюджет? Какую схему выбрать? В какой мере будет принимать участие в бюджете каждый член семьи? Кто будет "главным бухгалтером" и "главным кассиром" семьи? В этой статье я расскажу Вам, как построена финансовая часть жизни моей семьи. Кто-то пожмет плечами: - "Ну и что?", Кто-то задумается: - "Что-то в этом есть!", А кому-то может послужить примером.

в нашей семье составлением бюджета и планированием расходов на месяц, преимущественно, занимаюсь я. Просто потому, что у меня это лучше выходит, моей жене Елене не хватает терпения все просчитать, ну а у меня и работа такая - досконально просчитывать, привык (я инженер-проектировщик). То есть, непосредственно составлением чернового плана следует заниматься тому, у кого для этого есть больше способностей и терпения. А затем можно вместе обсуждать, изменять, дополнять этот черновик, то есть довести до ума.

я долгое время жил один, и хорошо знаю - как следует вести домашнее хозяйство. В то же время, я слабо представляю себе потребности женщин, потому моя жена сама планирует необходимые ею покупки. После первых прикидок, черновик будущего плана я предъявляю жене, которая вносит свои замечания и дополнения. В результате мы получаем полностью согласованный, и, что учитывает все наши потребности, бюджет семьи на месяц.

при планировании крупных покупок, мы придерживаемся следующей методики. Сначала мы составляем список всех желаемых и необходимых крупных покупок. Потом расставляем покупки по порядку в соответствии с их важностью, срочностью или ценой. Устанавливаем сроки, хоть бы приблизительно. Дальше нам остается всего лишь приобретать вещи согласно намеченному списку и по мере накопления средств. Например, в какой-то период времени у нас был такой список:

ремонт квартиры;

покупка нового холодильника;

покупка новой мебели для гостиной;

летний отпуск всей семьей;

покупка комплекту мебели с двухъярусной кроватью для детской комнаты;

покупка ноутбука;

на момент написания статьи, остались не выполнены два пункта: отпуск и покупка ноутбука. Ну, если быть точным, на отпуск гроша уже потраченные - куплены путевки, билеты, так что осталась покупка ноутбука. Как видите, все планируемые покупки и действия сами по себе достаточное затратни. Спонтанная покупка почему-либо из этого списка в состоянии пробить серьезный пролом в бюджете. Составление подобного списка поможет спланировать Ваши покупки, собрать средства и, главное, - расставить приоритеты. Понятно, со временем список может уточняться и дополняться.

средства, запланированные по расходным статьям на месяц, мы делимо на неделе. Так нам значительно проще контролировать динамику расходов. И если был допущен перерасход в первые дни недели, то придется придерживать в конце недели, и наоборот. То есть можно считать, что отсчетным периодом у нас является неделя, хоть бюджет и планируется на месяц.

в нашей семье, в настоящее время, главным добытчиком и кормильцем являюсь я, и я не испытываю ни малейших неудобств по поводу использования средств из семейного бюджета всеми членами семьи, чтобы это было обосновано. В любой момент, каждый из нас может взять необходимую сумму наличности, но при этом мы помним о том, что это семейные деньги и каждый чувствует свою ответственность за благополучие семьи. Таким образом, становится понятно, что у нас принят совместимый тип бюджета, и все у нас построено на взаимном доверии и ответственности.

каких-то отдельных, "карманных" заначек мы не имеем - нет особенной в том потребности. Необходимы расходы для каждого уже обсужденные и запланированные, возможность незапланированных расходов также учтена. Хотя, мы договорились, что в будущем, по мере роста семейного дохода, каждый из нас будет иметь свои собственные средства.

подобная система личных заначек уже допускает совместно раздельный тип бюджета. Такой подход к ведению бюджета интересен тем, что с одной стороны есть что-то общее, что сближает, а с другой стороны - есть некоторая финансовая независимость один от другого. Я считаю, что такой способ очень хороший, во-первых - отсутствием ощущения вины за затрату общих денег на себя, во вторых - каждый знает, на что он может рассчитывать, это дисциплинирует, ну а в третьих - можно, например, удивить любимого человека каким-либо неожиданным подарком.

раздельний способ ведения бюджета как-то не вселяет оптимизм, не наш он. Пришел он с запада, где женщины, во что бы то не стало, стремятся быть наравне с мужчинами. Оно конечно хорошо, но что плохо, например, в том, чтобы заплатить за женщину в ресторане? Не стоит слепо копировать чужой стиль жизни.

так и в семьи, общий бюджет, вместе спланированный и согласованный, - это еще одна деталь, которая сближает всех членов семьи. Между прочим, согласно Семейному кодексу, деньги, заработанные кем-то из супругов или обоими вместе, являются совместимой собственностью (раздел 3, раздел 7, статья 34, "СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 28 декабря в 2004 г.).

вот такая построенная финансовая сторона нашей семейной жизни. В данный момент нас полностью устраивает такое расписание. Как будет у Вас - решать только Вам

© 2007 Ишимтаев Рифат, владелец и руководитель проекта"практика домашнего хозяйства".